Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 29.05.2019 № 1438-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Третьякова Артема Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 389, 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 65 и статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьей 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"»

29, Мая 2019

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения необоснованно препятствуют перерасчету сумм земельного налога в отношении прошлых налоговых периодов в случае определения кадастровой стоимости налогооблагаемого имущества в размере, равном его рыночной стоимости, а потому противоречат ст. 8, 35, 46, 55 и 57 Конституции РФ. 

Позиция Конституционного Суда: 

С принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в оспариваемую заявителем ст. 391 НК РФ, регулирующую порядок определения налоговой базы по земельному налогу, подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1).

В результате данных законодательных изменений нормативное регулирование (примененное судом в деле заявителя), предусматривающее учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратило силу с 01.01.2019 (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ).

Таким образом, поскольку действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды в настоящее время законодателем отменены, нет оснований полагать, что оспариваемые заявителем законоположения нарушают его конституционные права в указанном им аспекте.

Кроме того, как отмечал КС РФ, действовавшее ранее регулирование (до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ), предусматривающее учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком подано соответствующее заявление, было направлено на обеспечение необходимого баланса частного и публичного интереса и само по себе не могло расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков (определения от 25.09.2014 № 2016-О, от 27.06.2017 № 1170-О и др.). 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.