Определение КС РФ от 25.04.2019 № 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Парок" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 45, пунктами 1 и 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктами 5 и 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые положения НК РФ и названного постановления Пленума ВАС РФ не соответствуют Конституции РФ, в частности ее ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 2), 54 (ч. 2), 55 (ч. 3) и 57, поскольку позволяют произвольно отказывать налогоплательщику в возможности применить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в связи с выявленными нарушениями в деятельности его контрагентов и без оценки действительности заключенных с ними сделок.
Позиция Конституционного Суда:
Оспариваемые заявителем положения ст. 171 и 172 НК РФ, регулирующие вопросы предоставления налогового вычета по НДС, уже становились предметом исследования КС РФ, который в Определении от 05.03.2009 № 468-О-О пришел к выводу, что сами по себе они не являются неопределенными, не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров и - с учетом правовых позиций КС РФ (в том числе выраженных в постановлениях от 28.03.2000 № 5-П и от 20.02.2001 № 3-П), сохраняющих свою силу, - не могут рассматриваться как нарушающие или ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков.
При этом, как указал КС РФ, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также финансово-экономическим положением и поведением иных (третьих) лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона (Определение от 10.11.2016 № 2561-О).
Данные правовые позиции КС РФ предполагают возможность реализации налогоплательщиком права на вычет сумм налога на добавленную стоимость при подтверждении реальности хозяйственной операции, в рамках которой налогоплательщику предъявляется сумма НДС его контрагентом, тем более что Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ часть первая НК РФ была дополнена ст. 54.1, согласно которой налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу (сумму подлежащего уплате налога) при соблюдении следующих условий: отсутствует искажение сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения; сделка совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата; контрагент налогоплательщика исполнил обязательство по сделке (п. 1 и 2).
Таким образом, оспариваемые положения НК РФ, в том числе во взаимосвязи с положениями постановления Пленума ВАС РФ "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", будучи направленными на реализацию права налогоплательщика на применение налогового вычета (при соблюдении им законодательно установленных условий), а не на его ограничение, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Что же касается непосредственно оспариваемого постановления Пленума ВАС РФ, то как акт толкования закона оно не может выступать самостоятельным предметом проверки КС РФ (ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.