Определение КС РФ от 26.03.2019 № 820-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Большие возможности" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7 и положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения необоснованно лишают налогоплательщика права на применение пониженной ставки по земельному налогу, а потому противоречат ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35 и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
В силу Федерального закона от 13.07.2015 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" достоверные систематизированные сведения об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иные сведения указываются в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 2 ст. 1); государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1). Аналогичное регулирование было ранее предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Применительно к земельному налогу налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 и пункт 1 статьи 391 НК РФ); налогоплательщики - организации в силу п. 3 ст. 391 названного Кодекса определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования; налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства. Согласно Земельному кодексу РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, это обязывает собственников земельных участков использовать их с учетом целевого назначения, что соответствует одному из принципов земельного законодательства о делении земель по целевому назначению на категории, при этом разрешенное использование земельных участков как инструмент земельного права дополняет и уточняет понятие категории земель для обеспечения целевого и рационального их использования, оказывает влияние на стоимость земельного участка, а также способствует реализации принципа платности землепользования (подп. 7 и 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 42 и п. 1 ст. 65).
Данное регулирование, исходя из находящихся в системной связи положений указанных федеральных законов, предполагает, что налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен в отношении земельного участка с отражением сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости. В ином случае с учетом принципа экономического основания налога создавались бы препятствия для определения объективных показателей элементов налогообложения, в том числе размера налоговой ставки, для целей исчисления и уплаты земельного налога. Кроме того, как ранее отмечал КС РФ, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога не может не учитываться целевое назначение земельного участка, являющегося объектом налогообложения (Определение от 08.11.2018 № 2725-О).
Таким образом, оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.