Определение КС РФ от 26.03.2019 № 813-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Спортивная школа" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует ст. 6 (ч. 2), 18, 19 (ч. 1 и 2) и 57 Конституции РФ, поскольку позволяет произвольно отказывать налогоплательщику в праве на применение льготы по земельному налогу.
Позиция Конституционного Суда:
НК РФ, относя земельный налог к местным налогам (ст. 15), предусматривает среди прочего льготы по земельному налогу и порядок его исчисления с учетом льгот (ст. 395 и 396), а также предоставляет органам муниципальных образований право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 387).
При этом в качестве одного из оснований использования права на льготу - и для физических лиц, и для организаций - является документальное подтверждение такого права (п. 10 ст. 396 в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.12.2015 396-ФЗ). Указанное законоположение, не устанавливая какой-либо конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения той или иной льготы по земельному налогу, позволяет налогоплательщику любыми имеющимися в его распоряжении документами подтвердить соответствующее право.
В свою очередь, проверка обоснованности заявленной льготы осуществляется в рамках мероприятий налогового контроля, в том числе в рамках камеральной налоговой проверки, налоговыми органами, которые вправе, исходя из представленных налогоплательщиком документов, потребовать представления дополнительных пояснений и документов и принять решение об их достаточности для предоставления налоговой льготы до вынесения соответствующего решения (ст. 88 НК РФ). Таким образом, с учетом гарантированного налогоплательщику вытекающего из ст. 46 Конституции РФ права на судебное обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, призванного обеспечить беспристрастную оценку законности таких решений, действий (бездействия), оспариваемое законоположение само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщика в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, принятых по делу заявителя, в том числе в части достаточности представленных им документов для целей подтверждения права на льготу по земельному налогу, не относится к компетенции КС РФ (ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.