Определение КС РФ от 28.02.2019 № 282-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "Энел Россия" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 380 и пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частями седьмой и восьмой статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения ограничивают налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в праве на льготу по налогу на имущество организаций, а потому противоречат ст. 8, 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35, 55 (ч. 3) и 57 Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ в часть вторую НК РФ введена глава 30 "Налог на имущество организаций", положениями которой среди прочего определены объекты обложения налогом на имущество организаций (ст. 374) и предусмотрены льготы по уплате организациями налога на имущество (ст. 381).
С принятием Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г., освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении линий энергопередачи (п. 11 ст. 381 НК РФ) было заменено на налогообложение по пониженной налоговой ставке (п. 3 ст. 380 названного Кодекса).
Учитывая, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1 ст. 11), для определения юридически значимых признаков объектов - линий энергопередачи и их неотъемлемых технологических частей в целях применения налоговой льготы следует принимать во внимание нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, а также Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504).
Данное правовое регулирование, подлежащее применению в системной взаимосвязи, не носит произвольного характера, поскольку предполагает определение условий, при наличии которых налогоплательщики имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов. Следовательно, оспариваемые положения НК РФ, направленные на снижение налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков с учетом специфики их деятельности в области электроэнергетики, принимая во внимание имеющуюся у законодателя дискрецию при установлении налоговых льгот, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Оценка же того, в какой мере принадлежащее заявителю имущество соответствует критериям применения льготы по налогу на имущество организаций, предполагает исследование и оценку фактических обстоятельств в его конкретном деле, что не относится к компетенции КС РФ.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.