Определение КС РФ от 29.01.2019 № 230-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Прикладная биотехнология" на нарушение конституционных прав и свобод положением подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ООО "Прикладная биотехнология", оспариваемое законоположение противоречит ст. 1 (ч. 1), 2, 8 (ч. 1), 15 (ч. 3 и 4), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 3), 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3), 56 (ч. 3) и 57 Конституции РФ, поскольку носит неопределенный характер и тем самым позволяет таможенному органу по истечении значительного периода после ввоза налогоплательщиком товара на территорию РФ отказывать в применении ставки 10% по НДС.
Позиция Конституционного Суда:
Налоговые ставки по НДС определены в ст. 164 НК РФ, в силу п. 3 которой налогообложение, по общему правилу, производится по налоговой ставке 20% (до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ применялась налоговая ставка 18%); в исключение из общего правила определены категории товаров, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10%, в том числе продовольственные товары (подп. 1 п. 2), и предусматривается, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в п. 2 и 3 данной статьи (п. 5).
НК РФ предусматривает, что законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1 и 2 ст. 2).
Вместе с тем в вопросах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ нормы федерального законодательства о налогах и сборах подлежат применению во взаимосвязи с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В частности, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусматривает, что таможенным платежом является и НДС, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате (подп. 3 п. 1 ст. 46 и п. 4 ст. 53).
Согласно п. 1 ст. 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая в силу п. 2 ст. 19 этого же Кодекса основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется в том числе с учетом Пояснений к ней (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21), которые содержат толкование ее позиций, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых в те или иные позиции номенклатуры или исключаемых из них, и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, оспариваемое заявителем положение ст. 164 НК РФ, будучи направленным на реализацию конституционного предписания по установлению законно установленных налогов и сборов (статья 57 Конституции РФ) в части регламентации такого элемента налогообложения, как налоговая ставка по НДС, само по себе не носит неопределенного характера и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя. Тем более что данная норма не регулирует вопросы осуществления таможенного контроля, в том числе в части сроков его проведения, который по общему правилу в силу положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза составляет три года после выпуска товаров в свободное обращение (ст. 310), а также принимая во внимание правовую позицию КС РФ, согласно которой, осуществляя организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения, в том числе в сфере взимания с граждан и юридических лиц обязательных публичных платежей, государство осуществляет контрольную функцию, которая присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления (постановления от 01.12.1997 № 18-П и от 18.07.2008 № 10-П).
Разрешение же вопроса о размере ставки НДС в отношении совершаемых заявителем хозяйственных операций предполагает исследование и оценку фактических обстоятельств в его конкретном деле, что не относится к компетенции КС РФ, как она указана в статье 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.