Определение КС РФ от 27.09.2018 № 2464-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Теряевой Ольги Сергеевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявительницы, оспариваемые положения ст. 40 НК РФ позволяют налоговому органу доначислить недоимку по налогу на доходы физических лиц в случае, когда полученная налогоплательщиком на основании данных официальных органов инвентаризационная стоимость полученного в дар имущества ниже уровня рыночных цен. В связи с этим заявительница полагает, что данные законоположения не соответствуют ст. 8 (ч. 2), 35 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 54 (ч. 2) Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
КС РФ ранее неоднократно в своих решениях исследовал вопросы правового регулирования, предусмотренного ст. 40 НК РФ, указывая на то, что данные положения налогового законодательства исходят из презумпции добросовестности налогоплательщиков при определении цены заключаемых ими сделок, которая может быть опровергнута налоговыми органами только при соблюдении законодательно установленных условий; при этом корректировка цены сделки для целей налогообложения должна осуществляться налоговыми органами не произвольно, а в строгом соответствии с методами, определенными соответствующими нормами; причем решение вопроса о том, возможно ли применение того или иного метода расчета цены сделки в случае ее корректировки, должно производиться с учетом открытого перечня юридически значимых факторов и обстоятельств, позволяющих индивидуально подходить к оценке действий налогоплательщика; таким образом, оспариваемое регулирование позволяет не только корректировать цены сделок налогоплательщиков, обеспечивая безусловное выполнение обязанности платить законно установленные налоги, как того требует ст. 57 Конституции РФ, но и предоставляет возможность доказывать необоснованность действий налогового органа, направленных на доначисление налогов, в том числе в суде (определения от 04.2003 № 442-О, от 20.10.2011 № 1484-О-О, от 28.12.2013 № 830-О и от 18.09.2014 № 1822-О).
В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" положения ст. 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 данного Кодекса до дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. до 1 января 2012 г.
С учетом этого оспариваемое заявительницей законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте. Кроме того, Пленум ВС РФ разъяснил следующее: налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества (п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015 г.).
Оценка же действий правоприменительных органов в вопросе расчета для целей уплаты налога на доходы физических лиц стоимости имущества, являющегося предметом договора дарения, в том числе с точки зрения выбора нормы закона, подлежащей применению в конкретном деле с участием заявительницы, не относится к компетенции КС РФ (ст. 125 Конституции РФ и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.