Определение КС РФ от 27.09.2018 № 2459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Александра" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"»
Суть жалобы:
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, заявитель утверждает, что оспариваемые им законоположения позволяют наделять как налоговые органы, так и их должностных лиц не определенными по объему полномочиями, а потому данные нормы противоречат ст. 1 (ч. 1), 2, 6 (ч. 2), 8, 15 (ч. 1, 2 и 4), 17 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35, 45, 46, 55 и 57 Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
Как ранее указал КС Ф, по смыслу ст. 10 и 114 Конституции РФ, полномочия по осуществлению налогового контроля как разновидности государственного контроля относятся к полномочиям исполнительной власти; устанавливая в соответствии со статьями 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 114 (пункт "б" части 1) Конституции РФ порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовой, в том числе налоговой, политики, федеральный законодатель вправе возложить полномочия по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов на федеральный орган исполнительной власти, по своему функциональному предназначению наиболее приспособленный к их осуществлению (Постановление от 16.07.2004 № 14-П).
В соответствии с Положением о ФНС (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506) ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов (п. 1).
В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (п. 1 ст. 82). Налоговые органы, в свою очередь, составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ, статьи 1 и 2 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").
Установленный законодателем механизм регулирования налогообложения, включающий права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, позволяет обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Оспариваемые заявителем нормы закрепляют общие принципы построения системы налоговых органов и подлежат применению во взаимосвязи с иными нормативными актами, в том числе регулирующими государственную гражданскую службу Российской Федерации (в вопросах назначения и освобождения от должности в налоговом органе, а также установления должностных обязанностей и прав), а потому сами по себе не могут нарушать его конституционные права как налогоплательщика.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.