Определение КС РФ от 27.09.2018 № 2458-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Карельский окатыш" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемое положение НК РФ не позволяет в полном объеме учитывать нормативы потерь полезных ископаемых для целей применения льготной налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, а потому противоречит ст. 19 и 57 Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
Возможность налогоплательщика применить ставку 0% по НДПИ в отношении нормативных потерь добытых полезных ископаемых предусмотрена подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ. При этом под нормативными потерями для целей налогообложения признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Тем самым данное регулирование позволяет недропользователям не уплачивать указанный налог на количество полезных ископаемых (в пределах установленного норматива), которое было извлечено, но в силу разных обстоятельств (преимущественно производственного характера) утрачено.
Оспариваемая заявителем норма НК РФ, являясь составной частью механизма определения действительного размера налогового обязательства субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками налога на добычу полезных ископаемых, предоставляя им (в совокупности с другими нормами главы 26 данного Кодекса) право использования налоговой ставки 0% в части нормативных потерь полезных ископаемых, конкретизирует порядок обложения данным налогом и подлежит применению с учетом специфики недропользования как вида экономической деятельности (Определение КС РФ от 28.06.2018 № 1630-О). При этом исчисление налога, в том числе с учетом предусмотренных налоговых льгот, должно осуществляться во взаимосвязи со всеми элементами налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Такое правовое регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в сфере налоговых отношений (в данном случае - при регулировании вопросов уплаты налога на добычу полезных ископаемых), не может расцениваться как нарушающее конституционные права плательщиков налога на добычу полезных ископаемых.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.