Определение КС РФ от 27.09.2018 № 2456-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Базис" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 171 и подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые нормы НК РФ не позволяют налогоплательщику - покупателю по операциям, освобождаемым от уплаты налога, применить вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного ему поставщиками товара, а потому противоречат ст. 1 (ч. 1), 4 (ч. 2), 8, 15 (ч. 1 и 2), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (определения КС РФ от 14.12.2004 № 451-О, от 16.11.2006 № 465-О, от 03.04.2009 № 480-О-О, от 24.02.2011 № 152-О-О и др.).
Федеральный законодатель, установив в НК РФ НДС (глава 21), определил существенные элементы данного налога, порядок определения (исчисления) налоговой базы (ст. 153 и 154), а также порядок исчисления налога (ст. 166), предусмотрев возможность уменьшения общей суммы налога на налоговые вычеты; при этом реализация данного права связана с соблюдением установленного порядка применения соответствующих налоговых вычетов, предполагающего соблюдение налогоплательщиком необходимых условий их применения; одним из таких условий является приобретение товара (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; в случае же использования таких товаров для не облагаемых налогом операций суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю продавцом товара, не подлежат вычету, а учитываются в его стоимости (подп. 1 п. 2 ст. 170, п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172).
Данное регулирование обусловлено особенностью определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и направлено на реализацию права налогоплательщика на применение налогового вычета (при соблюдении им законодательно установленных условий), а не на его ограничение. Таким образом, оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Что касается оспариваемого заявителем подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ, то данная норма регламентирует обязанность лица исчислить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость. Однако из представленных судебных актов не следует, что заявитель в его конкретном деле относится к таким лицам (ЗАО "Базис" по внутрироссийским операциям являлось покупателем товара, а не продавцом), а следовательно, указанное законоположение само по себе также не влечет нарушения его конституционных прав.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.