Определение КС РФ от 17.07.2018 № 1681-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шандры Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3, 17, 19, 75, пунктом 1 статьи 122 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые положения НК РФ не соответствуют ст. 19 (ч. 1 и 2) и 57 Конституции РФ, поскольку позволяют взыскивать сумму НДФЛ, пени и штраф без соблюдения порядка, установленного налоговым законодательством, с физического лица, а не с налогового агента.
Позиция Конституционного Суда:
Устанавливая систему налогов и сборов в НК РФ, федеральный законодатель среди прочего определил основные начала законодательства о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов (ст. 3, 17, 19), предусмотрел пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (ст. 75), а также меры ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора, страховых взносов) (ст. 122).
Названные законоположения непосредственно не регулируют вопросы, связанные с особенностями исчисления налога на доходы физических лиц, в том числе связанные с определением оснований для самостоятельного исчисления и уплаты налога или исчисления и уплаты налога через налогового агента, и, следовательно, не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что же касается подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, то он в качестве одного из случаев самостоятельного исчисления и уплаты налога налогоплательщиком без участия налогового агента предусматривает получение физическим лицом доходов, при получении которых налог не был удержан налоговыми агентами. Данное законоположение направлено на обеспечение исполнения конституционной обязанности по уплате налога теми налогоплательщиками, при получении дохода которыми не был удержан налог. Оно в равной мере распространяется на всех налогоплательщиков и, таким образом, также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части возложения на заявителя обязанности по самостоятельной уплате налога на доходы физических лиц, как связанная с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию КС РФ (ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.