Определение КС РФ от 30.09.2025 № 2147-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЮГОВСКОЙ КОМБИНАТ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ООО «ЮКМП», оспариваемое законоположение противоречит статьям 15 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку не устанавливает достаточных критериев для отнесения продукции к молокопродуктам, которые подлежат налогообложению по ставке 10 процентов, и допускает отказ в применении этой ставки в связи с несоответствием реализуемой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость определены в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 3 которой налогообложение, по общему правилу, производится по налоговой ставке 20 процентов. В порядке исключения из общего правила определены категории товаров, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов. В частности, к ним отнесены молоко и молокопродукты (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда) (подпункт 1 пункта 2 названной статьи).
В свою очередь, коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (последний абзац пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации). Утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень кодов видов продовольственных товаров включает различные коды продукции, отнесенной к молоку и молокопродуктам, в том числе продукты переработки молока и побочные продукты прочие, не включенные в другие группировки (код 10.51.56.490). При этом технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемым в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения (преамбула).
По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2017 года № 19П, разрешая споры о размере ставки налога на добавленную стоимость, арбитражные суды должны исходить из того, что действующее правовое регулирование не исключает возможности применения положений пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации на основе исследования и оценки фактических обстоятельств.
Следовательно, пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, направленный на реализацию конституционного предписания о законном установлении налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации) и позволяющий определить в действующей системе регулирования налоговую ставку, подлежащую применению к конкретному виду молокопродуктов, не может расцениваться в качестве нарушающего в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, разрешая требования которого суды пришли к выводу об отсутствии у него права на применение налоговой ставки 10 процентов, поскольку в соответствии с результатами судебной экспертизы производимая заявителем продукция, не соответствующая требованиям, предъявляемым к молочной продукции, по своим физико-химическим и органолептическим свойствам не является продуктом переработки молока.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, а также проверка правильности выбора и применения судами норм права с учетом этих обстоятельств не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.




