Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 17.07.2025 № 2094-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полоумова Олега Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 44 Кодекса судопроизводства Российской Федерации»

17, Июля 2025

Суть жалобы:

По мнению О.И.Полоумова, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 8, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку в случае уплаты налога иным лицом вместо налогоплательщика данные законоположения не предполагают возможности замены взыскателя в исполнительном производстве о взыскании налоговой задолженности на указанное лицо в порядке процессуального правопреемства. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данной статьи, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, а именно публично-правовой (а не частноправовой) характер, в связи с чем требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; налоговые органы же наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся к уплате суммы (постановления от 17 декабря 1996 года № 20-П и от 14 июля 2005 года № 9П; определения от 27 декабря 2005 года № 503-О, от 7 ноября 2008 года № 1049-О-О, от 26 марта 2020 года № 549-О и др.).

Пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац первый). Перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом, которое при этом не вправе требовать возврата уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа и налога, уплаченного не в качестве единого налогового платежа (абзацы третий и четвертый).

Данное регулирование, устанавливая исключение из общего правила о самостоятельном исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предполагает взаимосогласованные действия налогоплательщика и иного лица в этом вопросе и направлено на реализацию закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 2452-О, от 31 января 2023 года № 222-О и др.).

В свою очередь, статья 44 КАС Российской Федерации регламентирует правопреемство в административном деле и, помимо прочего, предполагает произведение судом замены стороны административного дела в случае смерти гражданина, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, а также в случае реорганизации соответствующего юридического лица, если при этом в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство (части 3 и 4). Конституционный Суд Российской Федерации ранее отмечал, что положения указанной статьи, действующие во взаимосвязи с законодательством об исполнительном производстве, не позволяют судам необоснованно отказывать в удовлетворении требований граждан о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства (Определение от 20 июля 2021 года № 1662-О).

Таким образом, пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и статья 44 КАС Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве нарушающих в указанном в жалобе аспекте конституционные права О.И.Полоумова, которому было отказано в удовлетворении ходатайства о правопреемстве, поскольку, как указали суды, взыскание в судебном порядке подлежащей уплате в бюджет суммы налога отнесено к полномочиям налоговых органов и в связи с уплатой иным лицом налога не произошло выбытия стороны соответствующего публичного правоотношения. 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.