Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 17.07.2025 № 2071-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ярмарка» на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положениями Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, и примечанием 1 к нему»

17, Июля 2025

Суть жалобы:

По мнению ООО «Ярмарка», оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 46 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку привели к произвольному отнесению ввезенного им товара – детских игрушек к иной товарной позиции – спортивному инвентарю и лишению права на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно отмечал, что исходя из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с учетом положений ее статей 71 (пункт «з») и 75 (часть 3), правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь конституционными принципами регулирования экономических отношений. Устанавливая конкретный налог, законодатель с учетом необходимости ясной и непротиворечивой регламентации законом всех существенных элементов налогообложения выбирает обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели для определения налоговой базы, а также порядок исчисления и уплаты налога. При этом статьи 15 и 18 Конституции Российской Федерации исключают незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевают обязанность платить налоги в размере не большем, чем предусмотрено законом; формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют налогоплательщикам добросовестно платить налоги, а уполномоченным органам правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления от 28 марта 2000 года № 5-П, от 22 июня 2009 года № 10-П, от 12 ноября 2020 года № 46П, от 31 мая 2023 года № 28-П, от 21 января 2025 года № 2-П и др.).

Устанавливая в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость, федеральный законодатель определил в статье 164 товары, при ввозе которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяется налоговая ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, отнеся к ним в том числе такие детские товары, как игрушки (подпункт 2 пункта 2 и пункт 5), что, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, обусловлено социальной значимостью детских товаров и служит цели их доступности для потребителей – родителей и иных лиц, имеющих малолетних детей (Постановление от 10 июля 2017 года № 19-П).

Правительство Российской Федерации во исполнение закрепленного в Налоговом кодексе Российской Федерации полномочия по определению кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в отношении которых производится налогообложение по налоговой ставке 10 процентов (пункт 2 статьи 164), Постановлением от 31 декабря 2004 года № 908 утвердило Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, в котором, в частности применительно к игрушкам, указаны конкретные коды товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

С учетом Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года № 21), которые предусматривают толкования содержания ее позиций, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых в те или иные позиции номенклатуры или исключаемых из них, и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры, оспариваемые положения Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, а также примечание 1 к нему позволяют с достаточной степенью определенности установить возможность отнесения того или иного ввезенного товара к товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, и не предполагают их произвольного применения.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные положения, принятые федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий, не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном в жалобе аспекте. Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части отнесения конкретного ввезенного заявителем товара к товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.