Определение КС РФ от 26.06.2025 № 1750-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимощенко Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 и 39 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ставят индивидуального предпринимателя в неравное положение, по сравнению с работником, при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, которая влияет на возникновение права на пенсионное обеспечение и размер страховой пенсии.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Действуя в пределах предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации, что плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 419). В свою очередь, объектом обложения страховыми взносами для соответствующих категорий плательщиков признается осуществление ими предпринимательской либо иной профессиональной деятельности независимо от полученного ими дохода, а также доход от указанной деятельности в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей (пункт 3 статьи 420 и подпункт 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации). Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, такое правовое регулирование предоставляет лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, у которых получение дохода не является постоянным и гарантированным, возможность формировать свои социальные права в рамках системы обязательного социального страхования независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным (определения от 24 февраля 2022 года № 489-О, от 30 мая 2023 года № 1386-О и др.).
Уплата лицами, относящимися к указанной категории, в том числе индивидуальными предпринимателями, за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых по правилам, отличным от тех, что предусмотрены для лиц, производящих выплаты физическим лицам, в частности работодателей, не предполагает установление разных правил определения размера предоставляемого застрахованным лицам страхового обеспечения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой (с 1 января 2015 года – страховой) пенсией (постановления от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П, от 22 марта 2007 года № 4-П, от 10 июля 2007 года № 9-П и др.).
Пункт 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает единый для всех застрахованных лиц порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование данной пенсии.
Указанная норма в системе правового регулирования направлена на обеспечение соотносимости размера страховой пенсии как одного из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и начисленных (уплаченных) на эти цели страховых взносов, а также соблюдения юридического универсальных принципов справедливости и равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей застрахованных лиц в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию.
Следовательно, оспариваемые законоположения являются элементами правового механизма обязательного пенсионного страхования, призваны обеспечивать его нормальное функционирование и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Кроме того, выбирая в качестве способа свободного использования своих способностей к труду и имущества для предпринимательской деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин соглашается с установленными с учетом его статуса особенностями в отношениях в сфере обязательного пенсионного страхования. В условиях действующего правового регулирования цель обеспечения реализации таким лицом, наряду с иными застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, права на получение дополнительного обеспечения при наступлении пенсионного возраста может быть достигнута посредством добровольного вступления в правоотношения по негосударственному пенсионному обеспечению.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.