Определение КС РФ от 26.06.2025 № 1580-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Синюкова Андрея Геннадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 207, пунктами 3 и 4 статьи 210, пунктом 1 статьи 221, пунктами 1 и 3 статьи 224, а также подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению А.Г.Синюкова, оспариваемые законоположения необоснованно устанавливают повышенное налоговое бремя для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами, в том числе предполагают обложение НДФЛ доходов нерезидентов по налоговой ставке в размере 30 процентов без учета причин, по которым они были вынуждены находиться за пределами Российской Федерации. В связи с этим заявитель просит признать данные нормы не соответствующими статьям 8 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов. Так, законодателем самостоятельно определяются параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Действуя в пределах предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на доходы физических лиц (глава 23). Статья 207 названного Кодекса относит к плательщикам данного налога физических лиц, получающих доходы от источников в Российской Федерации и не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1). В свою очередь, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев; указанный период не прерывается на периоды выезда налогоплательщика за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в этом же пункте; пунктами 2.2, 3 и 4 статьи 210 данного Кодекса регламентирован специальный порядок определения налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка в размере 30 процентов. Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, дифференциация ставки налога на доходы физических лиц для налогоплательщиков, признаваемых и не признаваемых налоговыми резидентами, основана на объективном критерии, характеризующем связь физического лица с налоговой юрисдикцией Российской Федерации, и не может рассматриваться как дискриминация граждан Российской Федерации в зависимости от места пребывания (Постановление от 25 июня 2015 года № 16-П; Определение от 14 июля 2011 года № 949-О-О).
Таким образом, оспариваемые законоположения не нарушают конституционных прав А.Г.Синюкова в указанном в жалобе аспекте. При этом из представленных судебных актов следует, что при разрешении конкретного дела заявителя судами были исследованы причины его пребывания в иностранном государстве и отклонены доводы о том, что оно было обусловлено прохождением лечения в медицинских организациях, в связи с недоказанностью соответствующих обстоятельств.
Проверка же правильности правоприменительных решений, включая исследование и оценку установленных судами по конкретному делу заявителя обстоятельств, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.