Определение КС РФ от 27.03.2025 № 876-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью НПО «Завод запасных частей дизельных двигателей» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ООО НПО «ЗЗЧДД», оспариваемое законоположение противоречит статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку оно позволяет налоговому органу произвольно определять размер налоговой обязанности налогоплательщика, что ведет, как полагает заявитель, к повторному налогообложению одних и тех же операций.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
По смыслу правовых позиций, неоднократно выраженных Конституционным Судом Российской Федерации, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации налоговую обязанность следует, среди прочего, понимать как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом, в котором определены все существенные элементы налогового обязательства (постановления от 3 июня 2014 года № 17-П, от 6 июня 2019 года № 22-П, от 19 декабря 2019 года № 41-П, от 31 марта 2022 года № 13-П и др.).
Положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, по сути, направлены на установление допустимых границ вмешательства налоговых органов в хозяйственную деятельность налогоплательщика с учетом необходимости обеспечения выявления необоснованного уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и указывают на обстоятельства и условия, которые могут быть приняты во внимание налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика как незаконных. Сама по себе данная норма не препятствует установлению действительного размера налоговой обязанности конкретного лица, которая определяется правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела с учетом полномочий, предоставленных им налоговым законодательством (определения от 20 июля 2023 года № 2106-О, от 27 февраля 2024 года № 503-О, от 29 октября 2024 года № 2670-О и др.).
Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться в качестве нарушающего конституционные права ООО НПО «ЗЗЧДД» в указанном в жалобе аспекте, притом что, как установлено судами по делу заявителя, при определении действительного размера его налоговой обязанности налоговый орган учел уплаченные взаимозависимыми и подконтрольными лицами суммы налогов, а также расходы, понесенные этими лицами в связи с хозяйственными операциями, реальное осуществление которых было подтверждено.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части определения размера налоговой обязанности налогоплательщика и самостоятельного характера деятельности его контрагентов, как связанная с установлением и исследованием обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.