Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.01.2025 № 269-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ТАЮ» на нарушение его конституционных прав пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Января 2025

Суть жалобы:

По мнению Общества, оспариваемое законоположение противоречит статьям 19 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает произвольное включение зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость, без надлежащего исследования их фактического использования. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7). К таким объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), характеристики которых установлены данной статьей; административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется для таких целей (пункты 3 и 4).

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 21 ноября 2022 года № 3165-О, от 30 ноября 2023 года № 3025-О, от 25 апреля 2024 года № 1072-О и др.).

Таким образом, оспариваемое регулирование, допускающее налогообложение объектов недвижимости по кадастровой стоимости только в случае их соответствия установленным действующим законодательством критериям, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в обозначенном в жалобе аспекте.

Проверка же обоснованности судебных актов, принятых по конкретному делу с участием заявителя, в том числе в части установления фактических характеристик нежилого здания и расположенных в нем помещений, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.