Определение КС РФ от 28.01.2025 № 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клементьевой Ирины Всеволодовны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 15 (часть 1), 17 (части 1 и 3), 19 (часть 1), 45, 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства вопроса о возмещении ущерба, причиненного преступлением, включать в размер ущерба сумму уплаченных налогов и страховых взносов. Кроме того, в жалобе указано, что данное положение является неопределенным применительно к следующим вопросам: освобождается ли истец от доказывания ущерба, причиненного преступлением, и ограничен ли ответчик в возможности доказывания ущерба в меньшем размере.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, факты, установленные вступившим в законную силу приговором суда, имеющие значение для разрешения вопроса о возмещении вреда, причиненного преступлением, впредь до их опровержения должны приниматься судом, рассматривающим этот вопрос в порядке гражданского судопроизводства. Тем более это относится к случаям, когда вступившим в законную силу приговором суда размер вреда, причиненного преступлением, установлен в качестве компонента криминального деяния и влияет на его квалификацию по той или иной норме уголовного закона, на оценку его общественной опасности и назначение наказания (определения от 4 июля 2017 года № 1442-О, от 11 февраля 2020 года № 297-О и др.).
В связи с этим часть четвертая статьи 61 ГПК Российской Федерации по своему смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для переоценки того размера вреда, причиненного преступлением, который установлен вступившим в законную силу приговором в качестве компонента криминального деяния (для переоценки фактов, установленных вступившим в законную силу приговором суда и имеющих значение для разрешения вопроса о возмещении вреда, причиненного преступлением (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2020 года № 297-О и от 26 февраля 2021 года № 267-О).
Из представленных материалов следует, что установленный в уголовном деле размер ущерба, возникшего в результате совершения И.В.Клементьевой преступлений (в том числе растраты в особо крупном размере и использования служебного положения вопреки интересам организации, повлекшего причинение существенного вреда ее правам и законным интересам), лег в основу их уголовно-правовой квалификации.
Таким образом, оспариваемое положение, не содержащее неопределенности и непосредственно не регулирующее вопросов включения в состав ущерба, причиненного преступлением, и исключения из него тех или иных сумм, не может рассматриваться как нарушающее в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права И.В.Клементьевой.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.