Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 16.01.2025 № 5-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сидоркина Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 примечаний к статье 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

16, Января 2025

Суть жалобы:

По мнению В.А.Сидоркина, пункт 2 примечаний к статье 171.1 УК Российской Федерации противоречит статьям 1 (часть 1), 18, 19, 45, 46 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяет произвольно определять стоимость немаркированных табачных изделий, чем нарушает принцип единообразного применения судами уголовного законодательства, допускает аналогию в уголовном праве, лишает подсудимого права на защиту. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Из Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 34, часть 1; статья 41, части 1 и 2; статья 55, часть 3; статья 74, часть 2), закрепляющей здоровье людей в качестве одной из важнейших конституционных ценностей, следует, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты в том числе здоровья людей, и которые могут касаться, в частности, порядка перемещения отдельных товаров (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 150-О).

Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака от 21 мая 2003 года, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации частью правовой системы России, закрепляет обязательство каждого государства-участника в целях предупреждения и сокращения потребления табака, никотиновой зависимости и воздействия табачного дыма принимать и осуществлять эффективные законодательные, исполнительные, административные и иные меры в отношении табачных изделий, притом направленные не только и не столько на регулирование их состава, но и на сокращение их оборота, включая ценовые и налоговые меры (осуществление налоговой и ценовой политики), а в целях ликвидации незаконной торговли табачными изделиями – принять или укрепить законодательство с соответствующими санкциями и исправительными мерами в том числе посредством установления уголовной ответственности, что также является важной частью всесторонней борьбы против табака (преамбула; пункт 5 статьи 4; подпункт «b» пункта 2 статьи 5; пункт 1 и подпункт «a» пункта 2 статьи 6; статья 9; пункт 1 и подпункт «b» пункта 4 статьи 15; пункт 1 статьи 19).

В развитие приведенных конституционных положений и международных обязательств, а также исходя из специфических свойств табачной продукции, оказываемого от ее потребления вреда здоровью граждан и высокой доходности ее производства и реализации, в Российской Федерации осуществляются различные меры регулирования (ценовые, налоговые, просветительские и иные, включая меры запретительного характера). В силу Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» эти меры направлены в том числе на сокращение спроса на табачные изделия и никотинсодержащую продукцию (пункт 2 статьи 11, статьи 13, 15 и 16). В частности, федеральный законодатель в главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел специальный налог для подобной продукции – акциз. По своему экономико-правовому содержанию (сущности) акциз призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2018 года № 592-О).

Наряду с этим Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ предписывает осуществление мер по увеличению акциза на табачные изделия и никотинсодержащую продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (статья 13). Также на сигареты и папиросы устанавливается единая минимальная цена, ниже которой не могут быть установлены розничные цены. Начиная с 2020 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно производит расчет значения единой минимальной цены табачной продукции на основе в том числе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и ставки налога на добавленную стоимость (информационные сообщения Минсельхоза России от 28 октября 2021 года № ОЛ-21-27/19857, от 31 октября 2022 года № МА-2127/23884, от 24 января 2023 года № МА-21-27/1173, от 29 ноября 2023 года № МА-21-27/28744, от 20 ноября 2024 года № МА-21-26/29349).

При этом согласно письму Минфина России от 16 января 2024 года № 0313-11/2706 цена легально произведенной табачной продукции не может быть ниже себестоимости ее производства с учетом всех налогов, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 марта 2024 года (в период привлечения заявителя к уголовной ответственности), в части 5 дополнительно предусматривала, что реализация табачной продукции потребителям, как правило, осуществляется по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и запрещала реализацию табачной продукции потребителям по максимальным розничным ценам, установленным ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции.

В настоящее время эти положения воспроизведены в статье 7 Федерального закона от 13 июня 2023 года № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (пункт 4), вступившей в силу с 1 марта 2024 года. Данная норма конкретизирует особый правовой режим производства и оборота табачной продукции, основу которого составляют в том числе механизм государственного ценообразования этой продукции для целей ее оборота и требование ее специальной маркировки.

3. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и исходя из специфики той или иной деятельности устанавливать юридическую ответственность за осуществление предпринимательской (экономической) деятельности в нарушение законных требований, в том числе и уголовную; конкретизировать объективные и субъективные признаки основных и квалифицированных составов преступлений, виды и размеры наказаний за их совершение и тем самым дифференцировать ответственность с соблюдением имеющих универсальное значение и относящихся по своей сути к основам конституционного правопорядка общих принципов юридической ответственности, включая принципы справедливости, равенства и правовой определенности, согласно статьям 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации (Постановление от 19 апреля 2023 года № 19-П).

Рассматривая вопрос, касающийся определения стоимости нелегально произведенной и (или) участвующей в незаконном обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции для цели определения размера предмета преступления, предусмотренного статьей 171.3  «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производств» УК Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 декабря 2024 года № 3127-О – в том числе с учетом письма Минфина России от 20 апреля 2018 года № 03-14-11/26736 – исходил из того, что такая стоимость предполагает включение сумм акциза и налога на добавленную стоимость и в случае необходимости подлежит установлению посредством применения специальных познаний (заключения и показания эксперта и специалиста).

Поскольку в силу конституционного принципа равенства однородные по своей природе отношения должны регулироваться схожим образом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 года № 6-П, от 26 февраля 2010 года № 4-П, от 17 декабря 2024 года № 58-П и др.), постольку – несмотря на имеющиеся особенности в правовом регулировании оборота алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции – стоимость нелегально произведенных и (или) участвующих в незаконном обороте немаркированных табачных изделий не может принципиально по-разному определяться в части включения в нее акциза и налога на добавленную стоимость для целей привлечения к уголовной ответственности.

Соответственно, определение стоимости таких табачных изделий должно производиться сообразно розничной цене данной легальной продукции, рассчитанной с учетом включения налогов, подлежащих уплате в установленных законом случаях. Такой подход правоприменительной практики к истолкованию понятия и определению размера предмета преступления, предусмотренного в статье 171.1 УК Российской Федерации, не может рассматриваться как вносящий в правовое регулирование неопределенность, а также как свидетельствующий о заведомо избыточном уголовном принуждении в отступление от предъявляемых к мерам уголовного воздействия конституционных требований справедливости и соразмерности. Иное фактически благоприятствовало бы поощрению незаконной деятельности в сфере производства и оборота табачных изделий.

Тем самым по смыслу оспариваемого законоположения, действующего в системе правового регулирования, стоимость незаконно ввезенных, произведенных и (или) участвующих в незаконном обороте немаркированных табачных изделий определяется исходя из розничной цены соответствующей легальной продукции, при отсутствии такой цены – из установленной единой минимальной цены табачной продукции за соответствующий период, а в случае необходимости – с применением специальных познаний, притом что такие цены устанавливаются с учетом подлежащих уплате налогов и сборов.

Таким образом, пункт 2 примечаний к статье 171.1 УК Российской Федерации по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, в системе действующего правового регулирования не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своего деяния и которая препятствовала бы единообразному его пониманию и применению правоприменительными органами, направлен на защиту интересов граждан и не может расцениваться как нарушающий конституционные права В.А.Сидоркина в обозначенном им аспекте. 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.