Определение КС РФ от 29.10.2024 № 2647-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карлова Виталия Владимировича на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и рядом иных законодательных актов»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые законодательные акты противоречат статьям 19, 42, 53 (часть 2), 55 (часть 2) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку ими были исключены гарантии полного освобождения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, от обязанности по уплате транспортного налога.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, то есть исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются, изменять условия их предоставления либо отменять такие льготы (Постановление от 2 декабря 2013 года № 26-П; определения от 20 июля 2021 года № 1663-О, от 30 ноября 2023 года № 3023-О, от 25 июня 2024 года № 1747-О и др.).
Таким образом, Областной закон Ленинградской области от 27 ноября 2015 года № 125-оз, изложивший абзац второй статьи 3 Областного закона Ленинградской области «О транспортном налоге» в новой редакции, содержащей достаточные критерии для определения транспортных средств, освобожденных от обложения транспортным налогом, принят региональным законодателем в пределах его полномочий по установлению налоговых льгот. Следовательно, данный законодательный акт, как и измененный им Областной закон Ленинградской области «О транспортном налоге», не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Аналогично отсутствуют основания и для вывода о нарушении конституционных прав В.В.Карлова положениями пункта 10 части первой статьи 14 и абзаца первого части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ и пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которые приняты в рамках усмотрения федерального законодателя в сфере налогообложения.
Что касается иных положений оспариваемых В.В.Карловым законодательных актов, то, вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», представленными материалами не подтверждается их применение судами в конкретном деле с участием заявителя.
Решение Суда:
Прекращено производство по делу.