Определение КС РФ от 26.09.2024 № 2556-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы товарищества собственников недвижимости «Тюнино» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ТСН «Тюнино», оспариваемое законоположение не соответствует статьям 2, 6 (часть 2), 8, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 34, 35, 45, 46, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку оно исключает возможность применения пониженной ставки земельного налога в отношении используемого в сельскохозяйственном производстве земельного участка, предназначенного для ведения дачного хозяйства.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также представительного органа федеральной территории «Сириус») (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Налоговый кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 394 установил в отношении ряда земельных участков, в том числе приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества верхний предел ставки земельного налога – 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка при условии, что такие участки не используются в предпринимательской деятельности (абзац четвертый подпункта 1); в отношении же прочих земельных участков предельная ставка предусмотрена в размере 1,5 процента.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данное нормативное регулирование лишь предусматривает запрет на установление налоговых ставок сверх указанных размеров и тем самым направлено на защиту законных интересов плательщиков земельного налога (определения от 19 ноября 2015 года № 2555-О, от 28 января 2016 года № 57-О, от 24 июня 2021 года № 1158-О и др.). При этом регламентированный абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации верхний предел ставки земельного налога распространяется на физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации (Определение от 8 ноября 2018 года № 2725-О).
Таким образом, оспариваемое законоположение, находящееся в системе действующего нормативного регулирования, не может рассматриваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, при разрешении дела которого судами было установлено, что принадлежащие ему земельные участки сдавались в аренду и предназначались для дальнейшей перепродажи.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.