Определение КС РФ от 29.10.2024 № 2909-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абрамович Ларисы Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»
Суть жалобы:
По мнению заявительницы, оспариваемая норма вступает в противоречие со статьями 1, 2, 15, 17, 18, 39 (части 1 и 2), 45 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой была применена судами в ее деле в отношении периодов после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом в статье 14 указанного Федерального закона законодатель определил общий порядок подтверждения страхового стажа за периоды до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (части 1 и 2), а также наделил Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка установления правил подсчета и подтверждения страхового стажа (часть 4).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 октября 2014 года № 1015 утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, в которых закрепило порядок подтверждения трудовой деятельности при подсчете страхового стажа гражданина до регистрации его в качестве застрахованного лица для назначения страховой пенсии по старости (в том числе ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) и определило, в частности, порядок подтверждения в целях исчисления страхового стажа периодов осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности либо применялась упрощенная система налогообложения с уплатой стоимости патента (пункт 20).
Следовательно, оспариваемый заявительницей пункт 20 указанных Правил выступает элементом правового механизма, направленного на обеспечение реализации пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования, а также на приобретение ими права на получение страховой пенсии с максимально возможным учетом различных видов деятельности, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающий конституционные права Л.М.Абрамович.
Ставя под сомнение конституционность оспариваемого положения, заявительница ссылается на его необоснованное применение судом в ее деле, которое, как она полагает, подлежит разрешению на основании пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, который определяет порядок подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
Однако разрешение вопроса о выборе нормы, подлежащей применению в конкретном деле, равно как и проверка правильности определения продолжительности осуществления Л.М.Абрамович предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.