Определение КС РФ от 29.10.2024 № 2684-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы обществ с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Керамет» и «Керамет порошковая металлургия – насосное производство» на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также рядом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителей, пункты 1 и 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют налоговым органам произвольно отказывать налогоплательщикам в вычетах сумм налога на добавленную стоимость. При этом оспариваемые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как полагают заявители, не обеспечивают процессуального равенства налогоплательщиков и налоговых органов при рассмотрении дел об оспаривании их решений; исключают возможность обжалования лицами, не привлеченными к участию в деле, судебных актов; препятствуют суду кассационной инстанции признавать недоказанными выводы судов нижестоящих инстанций, а также не предусматривают обязанности судей Верховного Суда Российской Федерации мотивировать принимаемые решения.
В связи с этим заявители просят признать указанные законоположения противоречащими статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 15 (части 1–3), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21, 34 (часть 1), 46 (часть 1), 52, 55 (часть 3), 57, 74 (часть 1), 120 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, по сути, направлены на установление допустимых границ вмешательства налоговых органов в хозяйственную деятельность налогоплательщика с учетом необходимости обеспечения выявления необоснованного уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и указывают на обстоятельства и условия, которые могут быть приняты во внимание налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика как незаконных.
Сами по себе данные нормы, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не препятствуют определению действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, которая устанавливается правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела с учетом полномочий, предоставленных им налоговым законодательством (определения от 25 апреля 2023 года № 790-О, от 18 июля 2024 года № 1774О и др.).
При этом доводы, приведенные заявителями в обоснование своей позиции о неконституционности пунктов 1 и 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, как и оспариваемых ими положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствуют о том, что фактически они просят, выражая несогласие в том числе с принятыми судебными актами по делу об оспаривании привлечения ООО «ТД «Керамет» к налоговой ответственности, проверить обоснованность этих судебных актов в связи с процессуальными нарушениями, допущенными, по их мнению, правоприменительными органами, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.