Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 18.07.2024 № 1799-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукина Артема Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации»

18, Июля 2024

Суть жалобы:

По мнению А.В.Лукина, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 17, 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3), 57, 118 (часть 2), 123 (часть 3) и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации, как допускающее возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц только в случае, если излишнее удержание произошло вследствие ошибки налогового агента. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В целях обеспечения реализации этого конституционного требования в абзаце первом пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Вместе с тем законодатель в рамках предоставленной ему дискреции закрепил для определенных случаев порядок исполнения обязанности по уплате налогов через налогового агента, а также правила возврата излишне удержанных им сумм налогов (статьи 226 и 231 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, излишне удержанная сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (абзац первый пункта 1 статьи 231 названного Кодекса).

Данные положения применительно к налогу на доходы физических лиц при получении доходов от осуществления операций с ценными бумагами действуют в совокупности с установленными главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации специальными правилами, которые регламентируют особенности определения налоговой базы по налогу от получения указанных доходов, включая порядок учета расходов, в том числе когда исчисление и уплата налога производятся налоговым агентом (статьи 214.1 и 226.1). В частности, при определении налоговой базы налоговый агент рассчитывает финансовый результат в соответствии со статьей 214.1 и может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без его участия (пункты 4 и 11 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемое законоположение предполагает в системе действующего нормативного регулирования осуществление налоговым агентом возврата излишне удержанной из дохода налогоплательщика суммы налога, когда для этого имеются предусмотренные налоговым законодательством основания. Следовательно, оно не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права А.В.Лукина, требование которого о возврате суммы налога не было удовлетворено, поскольку, как установили суды, он не представил налоговому агенту документы, подтверждающие наличие расходов, подлежащих учету при расчете налоговой базы по налогу.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе установление обстоятельств, свидетельствующих о факте излишнего удержания налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумм налога, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.