Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 25.06.2024 № 1737-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы обществ с ограниченной ответственностью «СИЛА», «СИЛА-1» и других на нарушение их конституционных прав статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»

25, Июня 2024

Суть жалобы:

По мнению заявителей, статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит Конституции Российской Федерации, в частности ее статье 57, поскольку позволяет относить к объектам налогообложения по кадастровой стоимости здание, используемое налогоплательщиком в его производственной деятельности, на основании доказательств, которые сами по себе не свидетельствуют о соответствии такого здания критериям, предусмотренным данной статьей. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7). В частности, как кадастровая стоимость определяется налоговая база по данному налогу в отношении административно-деловых центров, торговых комплексов и помещений в них (подпункт 1 пункта 1). Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), не менее 20 процентов общей площади которого фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (абзац третий подпункта 2 пункта 3). Торговым центром (комплексом) признается указанное здание, не менее 20 процентов общей площади которого фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2 пункта 4).

Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 21 ноября 2022 года № 3165-О, от 30 ноября 2023 года № 3025-О, от 25 апреля 2024 года № 1072-О и др.).

Таким образом, оспариваемое законоположение, не содержащее неопределенности и допускающее налогообложение объектов недвижимости по кадастровой стоимости только в случае их соответствия установленным действующим регулированием критериям, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей в обозначенном в жалобе аспекте.

Проверка же обоснованности судебных актов, принятых по конкретному делу с участием заявителей, в том числе в части установления фактических характеристик нежилого здания и расположенных в нем помещений, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.