Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 25.06.2024 № 1736-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Таргонского Константина Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации»

25, Июня 2024

Суть жалобы:

По мнению К.А.Таргонского, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации противоречит статьям 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку в указанной редакции не допускает распространения пересмотренной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью на прошлые налоговые периоды. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Налоговой базой по земельному налогу в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, является их кадастровая стоимость (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом положения пункта 1 статьи 391 названного Кодекса, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, предусматривали, что, если иное не установлено данным пунктом, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (абзац четвертый). Изменение же кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывалось для целей расчета налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абзац пятый).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Однако при этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность кадастровой оценки.

С целью ранее совершенствования установленных правового результатов регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости названные положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации утратили силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды. Новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости в силу части 6 статьи 3 данного Федерального закона подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое переходное правовое регулирование принято законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов (определения от 25 июня 2019 года № 1565-О, от 30 января 2020 года № 45О, от 29 сентября 2022 года № 2578-О и др.).

Следовательно, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, оспариваемой К.А.Таргонским, не может расцениваться как нарушающий его конституционные права в указанном в жалобе аспекте. 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.