Определение КС РФ от 30.05.2024 № 1186-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «10 Арсенал Военно-Морского Флота» на нарушение его конституционных прав статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ОАО «10 Арсенал ВМФ», оспариваемое законоположение противоречит статьям 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 18, 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет произвольно признавать плательщиком земельного налога лицо, которое не владело этим земельным участком.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Вводя в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог, федеральный законодатель предусмотрел, что его плательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388).
Принимая во внимание, что в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» именно Единый государственный реестр недвижимости признается сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с этим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1), по общему правилу плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности на соответствующий земельный участок.
С учетом сказанного оспариваемое законоположение, направленное на обеспечение определенности в вопросе обложения земельным налогом в части установления плательщиков данного налога, не предполагает его произвольного применения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки возложения обязанности по уплате земельного налога на конкретное лицо, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.