Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 30.05.2024 № 1162-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Плавит» на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 3 статьи 45, пунктом 18 части второй статьи 250 и подпунктом 5 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации»

30, Мая 2024

Суть жалобы:

По мнению ООО «Плавит», оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 18, 19, 34, 35, 45, 46, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют признавать внереализационным доходом налогоплательщика сумму кредиторской задолженности, которая в соответствии с гражданским законодательством не является погашенной и потому не подлежит списанию для целей налогообложения. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Федеральный законодатель, установив в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на прибыль организаций (глава 25), определил порядок учета доходов и расходов налогоплательщика для целей исчисления и уплаты данного налога. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248). К внереализационным доходам налогоплательщика относятся суммы его задолженности перед кредиторами в случае списания данных сумм в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (пункт 18 части второй статьи 250). При этом по общему правилу, установленному в статье 271 данной главы и распространяющемуся в силу ее пункта 4 в том числе на внереализационные доходы, доходы признаются полученными в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (метод начисления).

В свою очередь, наличие юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о прекращении обязательства налогоплательщика перед кредитором, если они имеют гражданско-правовой характер, подлежит установлению с учетом норм гражданского законодательства. В частности, обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (статья 419 ГК Российской Федерации). В случае же если после списания налогоплательщиком сумм кредиторской задолженности возникнут обстоятельства, указывающие на то, что списанная задолженность подлежит исполнению, налогоплательщик не лишен возможности скорректировать свои налоговые обязательства в установленном порядке (пункт 1 статьи 252 и статья 265 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, пункт 18 части второй статьи 250 и подпункт 5 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие содержание внереализационных доходов налогоплательщика и момент их получения для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, действуют в системе норм налогового и гражданского законодательства и не предполагают произвольного применения. Соответственно, они не могут расцениваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, которому доначисление недоимки по налогу, согласно представленным судебным актам, было вызвано установлением признаков задолженности. фиктивности уступки кредиторской

Что касается оспариваемого ООО «Плавит» подпункта 2 пункта 3 статьи 45 названного Кодекса, то он, в исключение из общего внесудебного порядка взыскания налогов с организаций, предусматривает судебный порядок такого взыскания в случае, если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной этим налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности. Следовательно, данное законоположение, устанавливающее дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, также не нарушает конституционные права заявителя.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части определения размера налоговой обязанности конкретного налогоплательщика, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.