Определение КС РФ от 25.04.2024 № 1109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуськова Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению А.В.Гуськова, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 18, 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, ввиду того, что они позволяют облагать налогом на имущество по кадастровой стоимости нежилые помещения, расположенные в здании, которое не относится к перечню объектов недвижимости, предусмотренному статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество формирует на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Виды таких объектов указаны в пункте 1 данной статьи. В частности, к ним отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно указывал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 19 декабря 2019 года № 3525-О, от 30 января 2020 года № 8-О, от 30 ноября 2023 года № 3024-О и др.). При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что обложение налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), не обусловлено одновременным признанием таких центров объектами налогообложения (Определение от 11 марта 2021 года № 374-О).
Таким образом, оспариваемые законоположения, предполагающие определение налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении нежилых помещений, являющихся самостоятельными объектами недвижимого имущества и обладающих соответствующими характеристиками, действуют с учетом названных позиций Конституционного Суда Российской Федерации и, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права А.В.Гуськова в указанном им аспекте.
Проверка же обоснованности судебных актов, в том числе в части установления фактических характеристик конкретного нежилого помещения, принадлежащего заявителю, или здания, в котором такое помещение расположено, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.