Определение КС РФ от 25.04.2024 № 1089-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бобкова Вячеслава Алексеевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению В.А.Бобкова, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 46 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу своей неопределенности позволяет признавать здание отдельно стоящим для целей налогообложения без исследования его действительных технических характеристик.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество формирует на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7). К таким объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), характеристики которых установлены данной статьей; административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется для таких целей (пункты 3 и 4).
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения от 19 декабря 2019 года № 3525-О, от 30 января 2020 года № 8-О, от 30 ноября 2023 года № 3024-О и др.).
Таким образом, оспариваемое законоположение не содержит неопределенности и само по себе не может рассматриваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права В.А.Бобкова, которому, как следует из представленных судебных актов, было отказано в удовлетворении требования в связи с тем, что принадлежащее ему здание соответствует предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериям, в том числе расположено на самостоятельном земельном участке и является отдельно стоящим по отношению к другим объектам недвижимого имущества.
Проверка же обоснованности судебных актов, в том числе в части установления фактических характеристик здания, принадлежащего заявителю, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.