Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.03.2024 № 599-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Наумова Николая Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Марта 2024

Суть жалобы:

По мнению Н.В.Наумова, оспариваемая норма не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу своей неопределенности позволяет налоговым органам при выборе подлежащей применению ставки налога руководствоваться терминами и понятиями, не предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, и исчислять транспортный налог по повышенной налоговой ставке. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года № 26-П). Ввиду того что одним из таких критериев является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт), избранная в качестве физической характеристики объекта налогообложения, федеральный законодатель осуществил дифференциацию налоговых ставок, в том числе исходя из вида транспортного средства и мощности его двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации) (определения от 17 июля 2014 года № 1568-О, от 29 сентября 2015 года № 1876-О, от 25 февраля 2016 года № 329-О и др.).

Так, согласно положениям статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в соответствии с пунктом 1 данной статьи устанавливаются различные налоговые ставки в отношении легковых автомобилей и автобусов. Законами субъектов Российской Федерации указанные ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз; причем допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (пункты 2 и 3). В случае, если налоговые ставки не определены в региональном законодательстве, налогообложение производится по установленным в пункте 1 данной статьи ставкам (пункт 4).

Таким образом, оспариваемая заявителем норма не содержит неопределенности и сама по себе не предполагает обложения налогом транспортного средства по ставке, которая не предусмотрена для него Налоговым кодексом Российской Федерации или принятым в соответствии с ним региональным законодательством. Следовательно, она не может рассматриваться как нарушающая в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в отношении транспортного средства которого, согласно представленным судебным актам, налоговым органом был исчислен транспортный налог по ставке для автобусов, исходя из сведений о соответствующих характеристиках транспортного средства, в том числе содержащихся в его паспорте.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, включая отнесение транспортного средства заявителя к определенной категории (виду), не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.