Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 27.02.2024 № 327-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цивилева Андрея Станиславовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"»

27, Февраля 2024

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7, 37 (часть 3) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют признавать в качестве безработного, имеющего право на пособие, гражданина, зарегистрированного в качестве плательщика налога на профессиональный доход, но не получающего доход от своей деятельности, что нарушает его конституционного право на защиту от безработицы и социальное обеспечение. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Федеральный законодатель, реализуя компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил перечень категорий граждан, являющихся занятыми, а потому не имеющих права на признание их безработными, к числу которых отнес лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (абзац третий статьи 2 и абзац восьмой пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 28 июня 2021 года № 219, и утратившие силу с 1 января 2024 года); пункт 2 статьи 3 и пункт 17 части 1 статьи 24 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Самостоятельная экономическая (профессиональная) деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально на основе свободного выбора ее сферы, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него специального набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях. Соответственно, гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности.

Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая (профессиональная) деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.

Кроме того, в целях защиты от безработицы законодатель предусмотрел для граждан Российской Федерации право на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда; право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (пункт 1 статьи 12 и пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»). Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют право на содействие органов службы занятости в организации их участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», часть 1 статьи 34 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»). Перечисленные права гарантируются гражданам, ищущим работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет.

Следовательно, правовое регулирование, не предусматривающее возможности отнесения к числу безработных граждан, осуществляющих не противоречащую законодательству Российской Федерации профессиональную деятельность, как правило, приносящую им доход, не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.

Оспариваемое положение абзаца седьмого пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (утратило силу с 1 января 2024 года), воспроизведенное в пункте 15 части 1 статьи 24 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», также не может рассматриваться как нарушающее права граждан, поскольку является элементом специального механизма защиты публичных интересов, а также прав и законных интересов граждан, добросовестное поведение которых не подвергается сомнению.

Таким образом, оспариваемые законоположения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не могут расцениваться как нарушающие права заявителя. 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.