Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 30.01.2024 № 51-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Наблюдательные приборы» на нарушение его конституционных прав примечанием 1 к Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость»

30, Января 2024

Суть жалобы:

По мнению ООО «Наблюдательные приборы», оспариваемое нормативное положение противоречит статьям 10, 19 (часть 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку принято Правительством Российской Федерации за пределами его компетенции в сфере определения правил льготного обложения налогом на добавленную стоимость и необоснованно сужает перечень медицинских товаров, подпадающих под освобождение от обложения указанным налогом. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе – льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановление от 28 марта 2000 года № 5-П; Определение от 27 февраля 2018 года № 529-О и др.).

Определяя в Налоговом кодексе Российской Федерации операции, освобождаемые от обложения налогом на добавленную стоимость, федеральный законодатель, в частности, предусмотрел, что не подлежит налогообложению ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров, перечень которых подлежит утверждению Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 149 и подпункт 2 статьи 150).

В свою очередь, Правительство Российской Федерации утвердило Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, в примечаниях к которому уточнило порядок его применения, в частности в отношении зарегистрированных медицинских изделий (примечание 1).

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, определило перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, освобождается от налогообложения, а следовательно, оспариваемое заявителем нормативное положение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Оценка же целесообразности предоставления льгот в отношении тех или иных товаров не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.