Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 27.12.2023 № 3571-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ашихмина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав статьями 2 и 3 Федерального закона от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», а также положениями Перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

27, Декабря 2023

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют по формальным основаниям лишать налоговых льгот налогоплательщиков, фактически осуществлявших хозяйственную деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В ранее принятых и сохраняющих силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации выразил правовую позицию, согласно которой освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П и др.).

Статьи 2 и 3 Федерального закона от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ предусматривают предоставление налоговых льгот индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, данный Перечень (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434) содержит наименования видов экономической деятельности, относящихся к строго определенным кодовым обозначениям классов, подклассов, групп, подгрупп или видов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Такой формальный подход к определению хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит поддержке в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, основанный на учете их вида деятельности, отраженного в государственном реестре, отвечает критериям определенности и исключает произвольное предоставление налоговых льгот. Следовательно, оспариваемые нормативные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки соблюдения налогоплательщиком условий предоставления налоговых льгот с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.