Определение КС РФ от 27.12.2023 № 3538-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кулагиной Ларисы Сергеевны на нарушение ее конституционных прав подпунктами 7, 8 и 9 пункта 1 статьи 31, статьями 44 и 46, пунктом 2 статьи 57, статьями 69 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 3 статьи 61, частью 2 статьи 64, частью 4 статьи 200, статьями 227, 332 и 337 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат статьям 17, 35 (части 1 и 3), 39 (часть 2), 45, 46, 52 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают произвольное исполнение налоговыми органами возложенных на них обязанностей, в том числе связанных с определением размера налоговой задолженности и ее взысканием с налогоплательщика, а также поскольку препятствуют признанию соответствующих действий (бездействия) и решений налогового органа незаконными в суде.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Действуя в пределах предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации общие положения о правах налоговых органов, в том числе в части принудительного взыскания налоговой задолженности с налогоплательщика, об основаниях возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, сроков их уплаты, а также о порядке зачета уплаченных сумм налога (подпункты 7, 8 и 9 пункта 1 статьи 31, статьи 44 и 46, пункт 2 статьи 57, статьи 69 и 78). Будучи направленными на упорядочение налоговых правоотношений и обеспечение гарантий прав налогоплательщиков, оспариваемые законоположения не допускают их произвольного применения и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте.
В свою очередь, оспариваемые положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующие вопросы доказывания, принятия судом решений и частных определений, а также производства в суде надзорной инстанции, направлены на обеспечение принятия судом законных и обоснованных решений и являются процессуальной гарантией права на судебную защиту, а потому также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки действий (бездействия) и решений налоговых органов и судов, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.