Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 12.10.2023 № 2708-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Блюзиной Ольги Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации»

12, Октября 2023

Суть жалобы:

По мнению О.И.Блюзиной, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 18, 19, 35 и 55, поскольку препятствует реализации налогоплательщиком права на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилой недвижимости за счет предоставленной на эти цели выплаты из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, несмотря на то, что предоставление такой социальной выплаты фактически носит возмездный характер. 

Позиция Конституционного Суда:

2. В силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод нормативным актом и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения такого нормативного акта в конкретном деле. 

Статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует исключительно вопросы, связанные с предоставлением налогоплательщикам налога на доходы физических лиц имущественных налоговых вычетов, т.е. предусматривает правила льготного, по существу, налогообложения. В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них закреплено федеральным законодателем в статье 220 Налогового кодекса Российской Федерации в целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий; смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них (Постановление от 13 марта 2008 года № 5-П); уменьшение налоговой базы на сумму имущественного налогового вычета по своей природе – льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П, от 2 декабря 2013 года № 26-П и др.).

Решая задачи по стимулированию граждан к улучшению своих жилищных условий, федеральный законодатель вместе с тем предусмотрел случаи, когда правило об имущественном налоговом вычете не применяется. К их числу в соответствии с оспариваемым законоположением отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также случаи, когда сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, пункт 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий случаи, когда имущественные налоговые вычеты не предоставляются, сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте, притом что оспариваемое положение данного Кодекса с учетом его целевой направленности в системе действующего правового регулирования не предопределяет тех или иных правил, порядка или условий предоставления конкретной социальной выплаты.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений с учетом фактических обстоятельств конкретного дела – в том числе в части условий реализации права на получение социальной выплаты в соответствии с Правилами предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в многоквартирном жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в г. Магнитогорске (Челябинская область) (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года № 229), и принятым на их основании Порядком предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в многоквартирном жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в г. Магнитогорске (утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 14 марта 2019 года № 116-П), – не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.