Определение КС РФ от 31.10.2023 № 2980-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению АО «ГСК «Югория», оспариваемое законоположение противоречит статьям 8, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 2), 34, 35, 45, 46, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в оспариваемой редакции), предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
При этом допустимость применения налогоплательщиком именно механизма исправления ошибки с учетом установленных оспариваемым законоположением сроков оценивается правоприменительными органами исходя из существа спорных правоотношений и момента их возникновения. Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки правомерности заявления об уточнении платежа, а также выбора подлежащей применению нормы к тем или иным отношениям с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.