Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.09.2023 № 2236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Лизинговая компания «КАМАЗ»" на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"»

28, Сентября 2023

Суть жалобы:

По мнению акционерного общества «Лизинговая компания «КАМАЗ», оспариваемое законоположение противоречит статьям 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку им придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 303-ФЗ положения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, после слова «льгот» дополнены словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)».

Как следует из буквального содержания внесенных изменений, они фактически уточняют содержание понятия льгот для целей применения положений пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Таким образом, вопреки позиции заявителя, соответствующие законодательные изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков.

Как следует из складывающейся, в том числе до внесения соответствующих изменений, правоприменительной практики, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость; при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года).

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, включая необходимость учета полученной заявителем субсидии для целей определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, исходя из характера предоставляемой скидки и соответствующей субсидии (с учетом налога на добавленную стоимость или без него), не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.