Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.09.2023 № 2207-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хорошева Алексея Федоровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 25.13 и 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Сентября 2023

Суть жалобы:

По мнению А.Ф.Хорошева, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 24, 45, 46 и 49 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют признать физическое лицо контролирующим иностранную компанию в случае, когда назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор) данной организации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82).

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» раздел II части первой Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица».

Для налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, предусмотрена обязанность уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются в силу наличия объективных критериев (в частности, размер доли участия), установленных законом (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 23, статьи 25.13 и 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, согласно статье 25.14 данного Кодекса указанное уведомление представляется налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 данного Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании (пункт 2); в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых иностранных компаниях налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление (пункт 7).

Данное информирование налогового органа необходимо в целях выявления законных оснований для налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании, которая приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и по общему правилу учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 25.15).

В качестве гарантий защиты прав налогоплательщика законом предусмотрена возможность представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, касающихся его участия в иностранной организации, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов, подтверждающих изложенные пояснения; должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы (пункты 10 и 11 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Предусмотренный правовой механизм уведомлений об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях, как и порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами, направлен на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях и тем самым на установление обстоятельств, влияющих на действительный размер налоговых обязательств налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, т.е. на реализацию положений статьи 57 Конституции Российской Федерации. С учетом этого, а также принимая во внимание, что нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.