Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 27.06.2023 № 1456-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Беляева Николая Константиновича и Беляевой Веры Ивановны на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации»

27, Июня 2023

Суть жалобы:

По мнению заявителей, налоговый орган должен был самостоятельно прийти к выводу о том, что спорный объект недвижимости (с учетом вида разрешенного использования земельного участка – под индивидуальное жилищное строительство) является жилым домом, а не квартирой для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц. Потому, как они полагают, пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьями 85, 401 и 407 не соответствует статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), он устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительного органа федеральной территории «Сириус» (статья 399).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса, которая относит к такому имуществу, помимо иных объектов, жилые дома и квартиры. Согласно же пункту 3 его статьи 407 при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

В свою очередь, пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 его статьи 408. Как следует из пункта 4 статьи 85 данного Кодекса, для налоговых органов в качестве источника сведений о праве собственности физического лица на имущество, признаваемое объектом 4 налогообложения, в целях исчисления налога на имущество физических лиц выступают сведения из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Поскольку именно Единый государственный реестр недвижимости служит источником информации о юридических фактах, которые признаются в качестве подтверждающих возникновение налоговой обязанности применительно к имущественному налогообложению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 2645-О и от 17 мая 2022 года № 1136-О), отсутствуют основания полагать, что пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации – как сам по себе, так и во взаимосвязи с его статьями 85, 401 и 407 – нарушает конституционные права заявителей в обозначенном ими аспекте. В случае же несогласия со сведениями, содержащимися в реестре, заявители не лишены возможности в установленном порядке инициировать внесение изменений в наименование вида спорного объекта недвижимости для последующей корректировки (при наличии для этого законных оснований) налоговых обязательств.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.