Определение КС РФ от 25.04.2023 № 767-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сидорович Лидии Михайловны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению Л.М.Сидорович, оспариваемое законоположение не соответствует ряду норм Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует корректировке сумм исчисленного земельного налога за прошлые периоды.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» статья 52 указанного Кодекса была дополнена пунктом 2.1, устанавливающим порядок перерасчета сумм ранее исчисленных налогов, который предполагает реализацию соответствующей обязанности налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом; при этом предусмотренный названным законоположением перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налогов.
Такое правовое регулирование согласуется с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, в частности с пунктом 4 статьи 397, согласно которому направление налогового уведомления об уплате земельного налога допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, и с пунктом 7 статьи 78 (в редакции до принятия Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ), определявшим, что по общему правилу заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Оспариваемое законоположение принято федеральным законодателем в рамках его дискреции в налоговой сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, а следовательно, само по себе оно не нарушает конституционных прав заявительницы в указанном аспекте.
Кроме того, заявительницей пропущен установленный пунктом 2 статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» годичный срок, достаточный для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку последний из состоявшихся по делу с ее участием судебных актов, в котором было применено оспариваемое законоположение, – определение судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации – принят 29 ноября 2021 года.
Таким образом, данная жалоба не может быть признана допустимой в силу требований Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.