Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 27.12.2022 № 3243-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Круковского Алексея Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 25.14 и пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации»

27, Декабря 2022

Суть жалобы:

Заявитель, не соглашаясь с принятыми по его делу правоприменительными актами, просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 6 (часть 2), 19 (часть 2), 54, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» раздел II части первой Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, основными целями его принятия являются создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Для реализации названных целей законодателем предусмотрена обязанность налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, в силу статьи 25.14 данного Кодекса (в редакции Федерального закона от 9 ноября 2020 года № 368-ФЗ) такое уведомление представляется налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 данного Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании (пункт 2).

Данное законоположение, подлежащее применению во взаимосвязи с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими порядок взимания налога на доходы физических лиц (статьи 208 «Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации», 210 «Налоговая база», 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения» и др.), будучи направленным на обеспечение налогового органа достоверной информацией об участии налогоплательщиков в иностранных компаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Что касается положения статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего меру налоговой ответственности за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год (пункт 1), то оно выступает в качестве охранительного правового механизма исполнения обязанности, закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации. Поскольку привлечение к налоговой ответственности возможно только за виновно совершенные противоправные (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействие) налогоплательщика (статья 106 Налогового кодекса Российской Федерации), оспариваемая норма статьи 129.6 данного Кодекса также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.