Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 27.10.2022 № 2710-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества Рудник «Западная-Ключи» на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"»

27, Октября 2022

Суть жалобы:

АО Рудник «Западная-Ключи», не соглашаясь с выводами правоприменительных органов, полагает, что оспариваемые законоположения допускают для целей налогообложения определение стоимости добытого полезного ископаемого в случае продажи налогоплательщиком сырья, содержащего драгоценные металлы, не на основании цен реализуемой продукции, предусмотренных договорами между сторонами сделки, а на основании цен, устанавливаемых Центральным Банком Российской Федерации. В связи с этим данные нормы, по мнению заявителя, не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр; налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого с использованием таких экономико-правовых характеристик объекта налогообложения, как стоимость либо количество, применение которых зависит от конкретного вида добытого полезного ископаемого; налоговым периодом по налогу признается календарный месяц, по итогам которого исчисляется сумма налога на добычу полезных ископаемых по каждому добытому полезному ископаемому (статьи 334–343); при этом сумма налога на добычу полезных ископаемых по добытому полезному ископаемому исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (пункт 1 статьи 343).

Оспариваемая заявителем норма Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 340) устанавливает порядок оценки стоимости драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, при определении налоговой базы и тем самым является составной частью механизма определения действительного размера налогового обязательства субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками налога на добычу полезных ископаемых.

Таким образом, данное законоположение, подлежащее применению во взаимосвязи с иными нормами главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, как и пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», предусматривающий общее правило об учете цен мирового рынка при осуществлении сделок с драгоценными металлами, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Оценка же выводов правоприменительных органов в деле заявителя относительно цены реализации добытого полезного ископаемого, подлежащей применению для целей определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, как связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств, имеющих значение для конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.