Определение КС РФ от 29.09.2022 № 2578-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черковца Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»»
Суть жалобы:
В своей жалобе заявитель просит признать оспариваемую норму не соответствующей положениям статей 2, 8, 15, 18, 19, 45, 46, 52 и 55 Конституции Российской Федерации. Ссылаясь на ее неопределенность и произвольное толкование со стороны правоприменительных органов, заявитель, по сути, выражает несогласие с тем, что часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ не позволяет уменьшать размер имущественных налогов в отношении объектов недвижимости за прошлые налоговые периоды в связи с изменением их кадастровой стоимости.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (пункт 2, подпункты «а», «б» пункта 4 и подпункт «а» пункта 6 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона). В силу оспариваемой нормы Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, а следовательно, оспариваемое законоположение, регулирующее вопросы применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, определенной исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, не нарушает конституционных прав налогоплательщиков (определения от 25 июня 2019 года № 1565-О, от 19 декабря 2019 года № 3562-О и от 30 января 2020 года № 45-О).
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.