Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 21.07.2022 № 1811-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Вологодский подшипниковый завод» на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»»

21, Июля 2022

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 19 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет произвольно лишать налогоплательщика права на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В ранее принятых решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. При этом цена (тариф) товаров (работ, услуг) включает сумму налога и, соответственно, бремя его уплаты лежит на приобретателе, а тот вправе уменьшить в дальнейшем свое налоговое обязательство на величину налоговых вычетов в размере суммы налога, которую продавец предъявил приобретателю при реализации ему товаров (работ, услуг). Уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит отрицательная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного налогоплательщиком по операциям – объектам налогообложения; положительную же разницу налогоплательщик вправе возместить из бюджета (постановления от 28 марта 2000 года № 5-П, от 20 февраля 2001 года № 3-П, от 19 декабря 2019 года № 41-П и др.).

Федеральным законом «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, в том числе в части момента определения налоговой базы и применения соответствующих вычетов при выполнении строительно-монтажных работ (статья 1).

Кроме того, указанным Федеральным законом предусмотрены переходные положения, позволяющие налогоплательщикам, вступившим в отношения, связанные с выполнением строительно-монтажных работ, до вступления в силу нового регулирования, в полном объеме реализовать свои права и обязанности при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

Так, статья 3 данного Федерального закона предусматривает право налогоплательщика принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, или при реализации объектов незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое законоположение, предусматривающее порядок реализации права налогоплательщика на принятие к вычету суммы налога на добавленную стоимость в полном объеме, направлено на обеспечение его прав с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом изменений, а не на их ограничение и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части правомерности и своевременности предъявления налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость к вычету, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.