Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.04.2022 № 1112-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Кантримилк» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 171 и абзацем вторым пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подпунктом «е» пункта 6 раздела II приложения № 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»»

28, Апреля 2022

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 15 (часть 4), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предполагают возникновение права налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 451-О, от 16 ноября 2006 года № 465-О, от 3 апреля 2009 года № 480-О-О, от 24 февраля 2011 года № 152-О-О и др.).

Федеральный законодатель, установив в Налоговом кодексе Российской Федерации налог на добавленную стоимость (глава 21), определил существенные элементы данного налога, порядок определения (исчисления) налоговой базы (статьи 153 и 154), порядок исчисления налога (статья 166), а также предусмотрел возможность уменьшения общей суммы налога на налоговые вычеты (статья 171). Реализацию права на такой вычет применительно к суммам налога на добавленную стоимость, уплаченным налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, законодатель связал с необходимостью соблюдения дополнительных условий, в частности с необходимостью подтверждения фактической уплаты сумм налога при ввозе товара (пункт 1 статьи 172).

При этом в силу предписаний Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подтверждение ввоза товара и уплаты косвенных налогов осуществляется путем подачи налогоплательщиком заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган и проставления последним соответствующей отметки (пункт 3 статьи 72); форма такого заявления и правила его заполнения устанавливаются Протоколом от 11 декабря 2009 года «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Установленные оспариваемым регулированием условия осуществления права на вычет, учитывающие специфику предпринимательской деятельности, связанной с ввозом товаров на территорию Российской Федерации, не препятствуют реализации налогоплательщиком такого права при их соблюдении. Следовательно, они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы налогоплательщиков.

В свою очередь, оспариваемый подпункт «е» пункта 6 раздела II приложения № 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» лишь устанавливает правила заполнения графы 3 книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и не определяет дополнительных условий применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по сравнению с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.