Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.12.2021 № 2919-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бабушкина Сергея Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Декабря 2021

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение носит неопределенный характер, возлагая при этом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере, а потому оно не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статье 57. Кроме того, С.Б.Бабушкин просит отменить принятые по его делу судебные акты.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации (статья 57). В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, СанктПетербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 399); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 399).

В целях недопущения возложения чрезмерной налоговой нагрузки на граждан в связи с уплатой налога на имущество физических лиц федеральным законодателем в пункте 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации – исходя из вида и экономических характеристик объекта налогообложения – определены предельные размеры налоговых ставок, которые должны учитываться представительными органами муниципальных образований. В частности, в отношении объектов налогообложения, включенных на уровне субъекта Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, применительно к которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размер налоговой ставки не может превышать 2 процента (подпункт 2 пункта 2 статьи 406). В тех же случаях, когда в муниципальном образовании, на территории которого установлен налог на имущество физических лиц, не предусмотрен конкретный размер налоговой ставки в отношении подлежащего налогообложению имущества определенного вида, подлежат применению налоговые ставки, указанные в пункте 2 статьи 406 (пункт 6 данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации).

Такое регулирование по своему предназначению призвано обеспечить исполнение гражданами конституционной обязанности по уплате налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования, в котором налог был введен в действие (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом оспариваемая заявителем норма, действующая с учетом общих принципов налогообложения (статья 3 данного Кодекса), а также во взаимосвязи с иными положениями статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, не содержит правовой неопределенности и не носит дискриминационного характера, поскольку позволяет обеспечить соблюдение гарантий для налогоплательщиков в виде запрета на взимание указанного местного налога сверх тех размеров налоговых ставок, которые предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Следовательно, оспариваемое заявителем законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее его конституционные права в указанном им аспекте.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.