Определение КС РФ от 28.09.2021 № 1810-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карасева Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», а также приказом Министра обороны Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению С.А.Карасева, оспариваемые им нормативные положения не соответствуют статьям 2, 15 (часть 2), 18, 54 (часть 2) и 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, поскольку, допуская неправильное применение, воспрепятствовали ему в реализации права на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, а также позволили при рассмотрении кассационной жалобы не признать его право как военного пенсионера на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что освобождение от уплаты налогов и сборов по своей природе – льгота, представляющая собой исключение из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; льготы всегда носят адресный характер, и их введение относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определение от 7 февраля 2008 года № 226-О-О и др.). Следовательно, статья 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Установление же наличия – исходя из фактических обстоятельств конкретного дела – оснований, в том числе связанных с особенностями правового статуса заявителя и предмета судебного разбирательства, для освобождения С.А.Карасева от уплаты государственной пошлины при обращении с кассационной жалобой в суд общей юрисдикции не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
2.2. В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит и проверка по жалобам граждан конституционности ведомственных нормативных актов, к которым относится оспариваемый заявителем приказ Министра обороны Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, – в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт.
Между тем представленными материалами не подтверждается применение в пределах указанного срока в конкретном деле с участием заявителя статьи 395 ГК Российской Федерации, а также оспариваемых им положений Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
Соответственно, данная жалоба не может быть признана допустимой.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.