Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.09.2021 № 1713-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Угрюмовой Надежды Федоровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 11 пункта 2 статьи 105.1, пунктом 4 статьи 227, пунктом 3 статьи 346.11, а также пунктами 3 и 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Сентября 2021

Суть жалобы:

В жалобе Н.Ф.Угрюмова утверждает, что она не получила налоговой выгоды от совершенного налогового правонарушения, и полагает, что оспариваемые законоположения, позволившие привлечь ее к ответственности в указанной ситуации, не соответствуют статье 57 Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Налоговым кодексом Российской Федерации согласно пункту 7 его статьи 12 устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 данного Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Пункт 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным налоговым режимам упрощенную систему налогообложения. Порядок применения упрощенной системы налогообложения определяется главой 26.2 данного Кодекса (статьи 346.11 – 346.25).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов и в то же время предполагают возможность установления ограничений для перехода на них налогоплательщиков, а также особых правил их применения. Оспариваемым заявительницей пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены последствия выбора индивидуальным предпринимателем указанной системы налогообложения, заключающиеся в том числе в освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество, а также в непризнании таких индивидуальных предпринимателей налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Указание в пункте 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком одновременно с общей системой налогообложения, – эта система также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации ограничениями (статья 346.13). В частности, данной статьей предусмотрен случай утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением предельного размера дохода, дающего право на применение данного специального режима налогообложения (пункт 4); при этом по общему правилу налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения (пункт 3).

Таким образом, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок применения упрощенной системы налогообложения, которая является одной из мер государственной поддержки малого предпринимательства, вопреки мнению заявительницы, не регулируют условия и порядок привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности. Следовательно, они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права Н.Ф.Угрюмовой в указанном в жалобе аспекте, равно как и оспариваемый ею подпункт 11 пункта 2 статьи 105.1 данного Кодекса, определяющий понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения.

Определением от 28 января 2021 года № 148-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы заявительницы, в которой она оспаривала среди прочего конституционность пункта 4 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку она не отвечала критерию допустимости жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что оспариваемое Н.Ф.Угрюмовой законоположение, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, направлено на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы. Как следует из вновь поступившего обращения, заявительница не приводит новых доводов и не представляет материалов, которые могли бы дать основание для принятия иного решения по поставленному в предыдущем обращении вопросу. Повторно оспаривая в своей новой жалобе пункт 4 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Н.Ф.Угрюмова приводит, по существу, те же доводы, что и в предыдущем обращении, фактически настаивая на пересмотре указанного решения Конституционного Суда Российской Федерации, которое в силу части первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» окончательно и обжалованию не подлежит.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.